Занятие по русскому языку в старшей группе
Білім беру саласы. Образовательная область: Коммуникация
Бөлімдері .Раздел: Русский язык
Тақырыбы. Тема: «Зима»
Мақсаты.
Цели:
Білімділік. Образовательная:закрепить знания детей о зиме и жизни
животных в это время года. Побуждать детей к игровому и речевому взаимодействию
через элементы драматизации сказки «Зимовье». Учить детей передавать интонацией
характер персонажей.Учить называть новые слова и фразы по теме «Зима
Дамытушылық.
Развивающая: развивать
речевое внимание, фонетический слух, связную, диалогическую речь детей.
Активизировать предметный, качественный, глагольный словарь по теме «Зима».
Тәрбиелік. Воспитательная:воспитывать чувство дружбы,
любви и бережного отношения к природе.
Сөздік жұмыс. Словарная работа:существительные: зима, снегопад, декабрь, январь, февраль,снег, снеговик, лёд,
мороз; глаголы: дует, падает, лепят, катаются; прилагательные: морозная,
холодная,ясная.
Көрнекіліктер.Оборудование: костюмы
Снеговика и Зимушки-зимы; ведерко со снежинками; снежный комочек; картинки с
зимними забавами.
Билингвалдық компонент. Билингвальный компонент:қыс-зима, қар-снег,
аяз-мороз, ақшақар-снеговик, шелек –ведерко, мұз-лед,
шаңғы -лыжи шана – санки.
Ход занятия.
Дети сидят на стульчиках на ковре. Перед ними зимний лес, деревья все в снегу,
сугробы.
Беседа о зиме.
-Какое сейчас время года?
(Зима)
-Как называются зимние
месяцы? (декабрь, январь, февраль)
-Какой сейчас месяц?
(январь)
-Какая погода на улице?
(холодная, морозная, ясная)
Стук в дверь.
Учитель: -Дети, сегодня к нам на занятие пришёл Снеговичок.
Снеговик:
Здравствуйте, дети!
Снеговик я не простой,
Прихожу я к вам зимой
С ней мы давние друзья
Вас приглашаю в сказку я.
-Ребята, посмотрите, что у меня в ведёрке?
Дети: Снежинки.
Снеговик: Подставьте свои ладошки, и я вам дам всем
снежинки.
Теперь у каждого из вас есть снежинка, а вот когда много-много снежинок падает с неба,
что мы говорим?
Дети: Снег идёт.
Снеговик: Всё кругом белым-бело, всюду снегом замело.
А какой бывает снег?
Дети: Белый, пушистый,серебристый,сверкающий, мягкий, твёрдый,
колючий, мокрый, мохнатый, молочный, чистый, лёгкий, воздушный, тяжёлый и т.д.
Снеговик: Молодцы! В моём ведёрке есть волшебный
снежный комочек, он нам покажет дорогу в царство зимушки-зимы.
Комочек покатился и здесь остановился. Зачем ты нас сюда привёл?
Учитель: А он хочет,чтобы вы выполнили вот это задание. (снеговик
достаёт из-под сугроба снежинку, на которой написано задание и читает)
Подбери родственные слова к слову- зима.
Дети: Зимний, зимняя, зимушка, зимник, зимовка, зимовье и т.д.
Снеговик:Молодцы! Комочек опять покатился и здесь
остановился.
Учитель: Ещё одно задание. Расскажите дети стихи о зиме.
Снеговик:Ребята, а вы знаете стихи о зиме?
Дети: Да. (рассказывают стихи)
Константин Бальмонт
Снежинка
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какаячистая,
Какая смелая!
Николай Некрасов
Снежок
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Сергей Есенин Берёза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
Снеговик: Какие красивые стихи, как хорошо вы их
рассказывали! Учитель:Да, дети у нас
знают много стихотворений о зиме!
Снеговик:Молодцы, вижу любите вы зиму. А какая она?
Дети:Холодная, волшебная, белая, сказочная, снежная, морозная,
вьюжная, сверкающая и т.д.
Снеговик: За что же вы её любите?
Дети:Зимой можно покататься на лыжах, санках, коньках, с горки
на ледянках, поиграть в хоккей.
Снеговик: Скажите, а как называют человека, который
занимается лыжным спортом(дети отвечают-лыжник); а на коньках(конькобежец); на
санках(саночник); человек на коньках с клюшкой(хоккеист).
Учитель:Дети, давайте поиграем со снеговичкомв игру «Весёлые
снежинки», берите свои снежинки и вставайте в круг.
Физминутка
Мы снежинки, мы пушинки(идут по кругу)
Покружиться мы не прочь (кружатся)
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь (покачиваются со снежинками)
Встанем вместе все в кружок,
Получается снежок (идут в круг, вытягивая вперёд снежинки)
Мы деревья побелили (движения руками вверх и вниз)
Крыши пухом замели(руки над головой)
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли(присесть , положить снежинки и сесть на стульчики)
Снеговик:- Вот мы с вами и попали в царство зимушки-зимы.
- Вы молодцы, но что-то я устал.
Учитель:- Ты, Снеговичок, отдохни и послушай с нами сказку.
Учитель:- Ребята, а вы любите сказки о зиме?
- Давайте посмотрим одну из них. А называется она «Зимовье»
-А вы знаете, что такое « зимовье»? (дети отвечают)
- Где же будут зимовать животные в этой сказке, мы узнаем, посмотрев её.
Инсценировка сказки «Зимовье»
Я Борька-бык,
А я – барашек Яшка,
Я Котофеич- - кот милашка,
Голосистый петушок-
Петя-красный гребешок.
А я Хавроньюшка- свинья,
Развесёлые друзья.
Мы трудимся, стараемся,
Высокий строим дом.
Мы трудимся, стараемся,
Чтоб звери жили в нём.
Мы дружные зверята,
Не ссоримся совсем.
Мы дружные зверята.
Скажите это всем.
Учитель: - Вам понравилась сказка?
Снеговик: Хорошая сказка, поучительная. Чему она вас
научила?
Дети: Жить дружно, в согласии, защищая друг друга.
Учитель:А давайте, ребята, вспомнимпословицы о дружбе и расскажем
снеговичку.
Дети:
«Где лад, там и клад».
«Друга ищи, а найдешь — береги».
«Одинокое дерево и ветер валит, а густому лесу и буран не страшен».
«Согласному стаду и волк не страшен».
Снеговик:Молодцы, дети! Я думаю, что вы тоже будете
такими же дружными и жить в согласии, а мне пора возвращаться.
«До свидания, друзья!
В своё жилище мне пора.
А вы меня не забывайте
И почаще навещайте».
Дети прощаются со снеговиком.
Итог занятия.
Игра «Хорошо - плохо»
Дети высказывают свои суждения.
Зима-это хорошо, потому что можно кататься сгорки
Зимой - Новый год наступает,
подарки Дед Мороз дарит.
Зима – это плохо, потому что зимой бураны, метели; холодно, мороз; люди могут обморозить
щёки....