"Не бойся, я с тобой, или кое-что о детских страхах"
«Страх – это неприятное и мучительное
чувство, вызываемое какой-то смутной угрозой или неминуемой опасностью».
Причиной возникновения страхов у детей дошкольного возраста могут быть:
- эмоциональная напряженность в семье;
- отсутствие эмоционального контакта с ребенком, отзывчивости на потребности и
чувства ребенка;
- излишние требования к ребенку, строгость;
- использование физических наказаний, жестокость;
- агрессивное поведение родителей, унижение ребенка;
- страхи самих родителей и их тревожность;
- ссоры между родителями;
- травматичный опыт в жизни ребенка;
- внушение страхов самими родителями: «Не ходи туда, там волк!», « Не будешь
слушаться, придет злой дядя, который забирает непослушных детей» и т.д.
Дополнительный источник страхов – телевизор, поэтому обращайте внимание на то, какую информацию ребенок получает из новостей и других передач, как реагирует на нее. Не следует недооценивать
влияния на детскую психику и литературных произведений. Чем меньше ребенок, тем
большее впечатление они на него производят. Именно поэтому, когда вы решите почитать
малышу новую сказку, постарайтесь заранее познакомиться с ее содержанием.
Как помочь ребенку справиться со страхами?
Рисование – помогает ребенку снимать напряжение. Выплескивая на лист бумаги свои
переживания, страхи, тревоги, малыши таким образом освобождаются от них.
Рисунок – это еще и «телеграф» с помощью которого можно не только получать
информацию о внутреннем состоянии ребенка, но и отправлять свои средства
влияния на те или иные черты его характера, поведения, эмоциональный мир.
Музыка - часто ее выбирают в качестве фона. Специально подобранные произведения оказывают на детей успокаивающее воздействие, способствуют исчезновению внутренней напряженности.
Театр - позволяет детям лучше ощущать не только мир, который их окружает, но и
собственное существо. Помогает отыскать потерянные, скрытые области своего Я и
выразить их, а это, в свою очередь, способствует формированию индивидуальности
и уверенности в себе, которая очень нужна тревожным детям.
Сказки - являются самым эффективным способом общения с детьми. Очень важна их роль в профилактике и коррекции детских страхов. Сказки помогают ребенку преодолевать тревоги и конфликты, с
которыми ему приходиться сталкиваться. Слушая сказки, дети находят в них
отголоски собственной жизни и стремятся воспользоваться примером положительного
героя в борьбе со своими тревогами и проблемами.
Игры с водой. Вода сама по себе обладает успокаивающими свойствами. Игры с водой помогают снять мышечное напряжение, расслабиться.
Игры с песком. Из песка можно построить предмет, который вызывает
страх, и сломать его, в него можно закопать предметы страха и залить водой. И все это повторять неоднократно. А
еще на песке можно разыгрывать любые сценки.
Займите ребенка интересным делом.
Психика предназначена для активности, поэтому, когда ребенку нечем заняться, он возвращается к своим переживаниям, в том числе тревожным, и они постепенно обрастают все новыми негативными образами.
Рекомендации по уменьшению ночных страхов ребенка
· Очень важно успокоить ребёнка, дать ему почувствовать, что, пока Вы рядом, ему не угрожает ничего.
· Обеспечьте в спальне ребёнка источник постоянного света. Это может быть обычный бра, ручной фонарик или
ночник.
· Необходимо уменьшить количество дневных страхов, переживаний у ребенка, поскольку сны – это прежде всего
эмоциональный отклик на события, происходившие днем.
· Способствовать повышению уверенности в себе ребенка.
· При наличии страшных снов не следует проявлять
чрезмерную принципиальность, читать мораль, стыдить, отправлять ребенка спать
одного в темной комнате.
· Если это единичные случаи, то, успокоив ребенка и ласково с ним поговорив, можно посидеть рядом в его комнате, поглаживая по голове, плечу, руке, ласково напевая при этом или рассказывая при этом
какую-либо незамысловатую историю. При постоянно повторяющихся страшных снах необходима квалифицированная помощь психолога или врача-психотерапевта, а пока лучше приблизить кровать
ребенка к своей или спать вместе с ним.
· Перед сном необходимо исключить сказки с леденящим душу содержанием, «ужастики», бурные игры, просмотр ночных телепередач, плотную пищу, духоту в помещении и физическое стеснение.
· Спокойному сну способствуют принятие водных процедур, легкий массаж, проветривание помещения.
· Ночью не помешает лишний раз подойти к плохо спящему ребенку, поправить одеяло, сказать несколько приятных слов. Утром лучше обойтись без будильника, а разбудить ребенка поглаживанием и
ласковыми словами. Чем более нервный ребенок, тем менее быстрым должно быть его
пробуждение.
· Днем ребенку следует предоставить большую игровую активность,
возможность поиграть в подвижные, шумные, эмоционально насыщенные игры.
Главное – ни в коем случае не оставлять того, что говорит ребёнок, без внимания, всегда терпеливо
выслушивайте его. Дайте ребёнку почувствовать одновременно и свою собственную
силу, и каменную стену в виде родительской заботы, через которую никогда не
пробиться никаким монстрам.
Правила обращения со страхами
· Страхи больше всего боятся смеха, поэтому просто
необходимо увидеть смешное в страшном (бандит, к примеру, оказался таким
толстым, что мог только лежать на диване).
· Еще страхи не любят, когда о них рассказывают, пытаются их детализировать и анализировать. Страхи чувствуют себя в этот момент бабочкой, пойманной в сачок. Чем больше говоришь о страхе — тем он
становится меньше.
· Также страхи терпеть не могут, когда в них начинают играть, пытаются нарисовать, вылепить из пластилина,
склеить из бумаги — да просто осуществить с ними разнообразные действия,
которых страхи просто не переносят. От этих действий (психологического
манипулирования страхами) страхи вместе со страшными снами начинают таять, как
тает снег в весенний погожий день.
Памятка родителям
От того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.
· Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребёнок должен
выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите.
· Если у вас есть возможность погулять с ребёнком, не упускайте её. Совместные прогулки – это общение,
ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.
· Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении.
· Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?» - лучше задайте нейтральные вопросы:
«Что было интересного в садике?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?» и т.п.
· Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте
рассказы ребёнка о событиях в его жизни.
· Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.