Открытое занятие по математике с
использованием ИКТ «Путешествие по сказке» для старшей группы
Открытое занятие по математике в старшей группе
«Путешествие по сказке»
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация,
здоровье, игровая.
Виды детской деятельности: игровая,
познавательно-исследовательская, коммуникативная, художественное творчество.
Задачи.
1. Закреплять навыки порядкового счета в пределах 10
2. Учить правильно, отвечать на вопросы: «Сколько всего? »,
«Который по счету? », «На котором месте? ».
3. Продолжать упражнять в умении ориентироваться на листе
бумаги.
4. Закрепить название цветов – синий, красный, желтый,
зеленый, белый.
5. Учить детей изображать рыбок нетрадиционным способом –
песком.
6. Закреплять элементарные представления о
последовательности частей суток (утро – день – вечер - ночь) .
7. Развивать сообразительность, внимание, память и
логическое мышление.
8. Воспитывать интерес к математике, желанию помочь героям в
трудной ситуации, желание заниматься.
Материалы и оборудование:
демонстрационный материал: мультимедиа
раздаточный материал: камни с цифрами, картон синего цвета,
с изображением рыб, на котором находится клеевая основа, подносы с разноцветным песком.
Содержание организационной деятельности
1. Организационный момент.
Воспитатель: Дети заходят в группу под музыку, становятся
полукругом.
Коммуникативное упражнение «Здравствуйте»
Я с утра пришла сюда,
Здравствуйте мои друзья.
Здравствуй, солнце и земля
Я - Елена Валерьевна
(по очереди дети называют свои имена)
Здравствуйте!
Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и
подарим им хорошее настроение (сдуваем с ладошек свои улыбки) .
Дети, вы любите слушать сказки? А сами не хотели, бы попасть
в сказку и помочь нашим героям? Хорошо. Сегодня я хочу вам рассказать сказку.
Сказка не простая, волшебная, математическими заданиями. А
что бы попасть в сказку нужно закрыть глазки и произнести волшебные слова “ 1,
2, 3 обернись, в сказке окажись”. Открываем глаза. Мы, ребятишки стоим возле
дворца.
Сказка начинается. Жил-был царь. И была у него дочь -
красавица. Вот уехал как-то царь по своим царским делам, а дочка дома осталась.
Вышла она в сад погулять, а тут налетел злой волшебник, подхватил царевну и
унес в тридевятое царство. Пошел ее искать Иван Царевич. Идет день, идет два.
Подходит к избушке на курьих ножках. А там живет Баба Яга. Рассказал Иван
Царевич про свою беду. Баба Яга обещала помочь, если Иван Царевич выполнит ее
задание. Поможем Ивану – царевичу?
Слушайте внимательно загадки Бабы Яги:
На слайде изображение 5 овощей: капуста, лук, помидор, перец
и огурец.
Воспитатель: «Дети, что вы видите? »
Дети: «Овощи».
Уточняю у двоих детей, какие именно.
Воспитатель: «Давайте посчитаем, сколько овощей растет на
грядке., иди, посчитай».
… считает: «Один, два, три, четыре, пять».
Воспитатель: «А теперь давайте посчитаем по-другому, так,
чтобы узнать, который по счету тот или иной овощ».
Выходит, считает: «Первый, второй, третий… »
Воспитатель: «, какой овощ третий? »
… : «Помидор».
Вызываю, спрашиваю: «, какой овощ второй, четвертый, пятый? »
… отвечает: «Лук, перец, огурец».
Ребята, посмотрите, баба яга поменяла местами овощи и
предлагает поиграть в игру «Что изменилось? »
«Который теперь огурец? »
«Который по счету помидор? »
«Помидор? »
А теперь Баба Яга
дает ещё одно задание.
Слушайте внимательно вопросы Бабы Яги:
· Какой сегодня день недели?
· Какой был вчера день недели?
· Какой будет завтра день недели?
· Какие времена года знаете?
· Назовите осенние месяцы.
· Назовите весенние месяцы.
· Назовите зимние месяцы.
· Назовите третий тень недели.
· Назовите пятый день недели.
· Назовитевторой день недели.
Воспитатель: Справились мы с заданием Бабы Яги.
Баба Яга дала клубочек и отправила царевича к своей сестре Кикиморе.
У неё находится карта. Клубочек покатился, и царевич пошел за клубком.
Прикатился клубок к болоту. И вдруг перед царевичем показалась Кикимора. Она
выслушала царевича и решила помочь. Но для того чтобы получить карту, надо
выполнить задание.
Воспитатель: Давайте поможем Ивану Царевичу выполнить
задание.
Игровое задание со счетными палочками.
1.Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник ) 2.Постройте фигуру, у которой все стороны
равны (квадрат)
3.Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник).
4.Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (пятиугольник).
- Чем отличается круг от овала? (овал вытянутый, а круг нет)
- Чем отличается квадрат от круга? (у квадрата есть 4 угла, а у круга нет
углов)
- Чем отличается квадрат от прямоугольника? (у квадрата все стороны
равны, а у прямоугольника противоположные)
- Чем отличается треугольник от других фигур?
Воспитатель: Справились мы с заданием Кикиморы.. Молодцы!
Кикимора дала
клубочек, который поможет найти замок, в котором томится наша царевна. И
отправился Иван - царевич дальше. Катился клубочек, катился, и упал в глубокое
синее море. Пригорюнился Иван - царевич, как вдруг, выплывает к нему русалка, и
говорит:
- Помогу я тебе, Иван - царевич клубочек достать, но сначала
задания мои выполни.
Воспитатель: Давайте поможем Ивану Царевичу выполнить
задание. Перед вами лежат листы цветного картона, на котором находятся контуры
рыб. Вам надо раскрасить этих рыб песком. Но не просто раскрасить, а так, как я
скажу. Приготовьтесь слушать задание и выполнять:
• в левом верхнем углу насыпьте на рыбку синего песочка;
• в правом нижнем на рыбку насыпьте песочек зеленого цвета;
• в центре на рыбку насыпьте красный песок;
• в левом нижнем белый песок;
• в правом верхнем желтый песочек.
Воспитатель: А сейчас проверим.
Каким цветом ты раскрасил рыбку … правом нижнем углу?
Каким цветом получилась рыбка в центре?
В каком углу нарисовала рыбку в левом нижнем углу? И т. д.
- Мы справились с заданием. Теперь русалка очень довольна,
что у нее будут новые друзья, и она приглашает нас с вами на морской берег,
немножко отдохнуть.
Нашла русалка на дне морском клубочек, отдала его Ивану
царевичу, и пошел он дальше. Клубочек покатился и привел Ивана Царевича в
сказочный лес.
- Вот и мы с Иваном Царевичем попали в сказочный лес. А там
жители лесные встречают. Загадали они Ивану- царевичу загадки. Поможем
отгадать?
Солнце яркое встает
Петушок в саду поет
Наши дети просыпаются
В детский садик собираются. (Утро)
Солнце в небе
Ярко светит
На прогулку мы идем
Песни весело поем. (День)
Солнышко лучистое
Село за дома,
Мы пришли с прогулки
Ужинать пора! (вечер)
В небе звездочки горят
В речке струйки говорят
К нам в окно луна глядит
Нашим деткам спать велит. (Ночь)
Молодцы, ребята, быстро справились с загадками! А
сейчас отдохнем.
Физкультминутка.
Воспитатель: Вот вход в замок. Дверь в замок, за которой
спрятана царевна, завален камнями. Чтобы войти в замок нужно разобрать камни.
Разберет у доски Рома, а мы ему поможем за столами. Откройте коробки и выложите
числовой ряд от 1 до 10 слева направо. Все приготовились, начали работать.
·
покажите число больше
5 на 1 (6);
·
маленькое число (1):
·
число, которое меньше
7 на 1 (6);
·
число, обозначающее
день недели - вторник (2);
·
число, последующее
числа 4(5).
Воспитатель: Молодцы, дверь в замок, мы очистили от камней.
Но войти не можем, нужно выполнить еще одно задание, если правильно все
сделать, то дверь откроется. Иван Царевич уронил хрустальный ключ на землю, и
он сломался на кусочки и затерялся.
Ребятишки, чтобы ключик нам собрать, нужно нам задачки решить.
Задачки на логику.
1. У собачки Жучки родились котята: 2 беленьких и 1
чёрненький. Сколько котят родилось у Жучки? (Нисколько) .
2. На столе лежит 4 моркови и 3 огурца. Сколько фруктов
лежит на столе? (Нисколько. Это овощи) .
3. Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас?
(2) .
4. Назовите 3 дня подряд, не пользуясь
названиями дней недели и числами (вчера, сегодня, завтра) .
5. Что станет больше, если поставить
вверх ногами? (цифра 6) .
Воспитатель: Молодцы. А сейчас мы с вами вставим ключ в замок и освободим
царевну.
Дети вставляют ключ в замок и открывают ворота. Выходит царевна
благодарит детей за помощь Ивану Царевичу в поиске и освобождении и дарит детям
волшебную шкатулку с подарками.
Воспитатель:
А теперь нам пора возвращаться в
детский сад. Закройте глаза и начинаем
отсчет раз, два, три обернись в группе окажись.
Вот мы и в
детском саду
Мы в сказке
побывали,
Очень многое
узнали,
Возвратились
мы назад,
Детский сад
нам очень рад.
Итог.
а) Где мы с вами сегодня побывали, ребята?
б) Что вам понравилось?
в) Что бы вы хотели пожелать нашим гостям?