Ақмола облысы білім басқармасының Көкшетау қаласы бойынша білім бөлімінің жанындағы Көкшетау қаласының "Болашақ"бөбекжайы" мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорны
Государственное коммунальное казенное предприятие "Ясли-сад "Болашак" города Кокшетау при отделе образования по городу Кокшетау управления образования Акмолинской области

СоцСети

Мемлекеттік көрсетілген қызметтер бойынша 2021 жылға арналған есеп

Төлқұжат 29.02.2024

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Консультация педагога-психолога

07.12.2017

Консультация для родителей «Стили воспитания в семье»

Когда мы оставляет своего ребенка без родительского внимания и надзора. То он познает

мир самостоятельно. Но в каком направлении? Когда мы общаемся с ребенком с

помощью крика, нарекания, недовольства им, оскорблений и унижения, то ребенок

начинает также отвечать нам. Когда же мы разговариваем с ребенком с любовью,

уважением и уделяем ему максимум внимания, то и ребенок отвечает нам

доброжелательностью, нормальным гармоничным развитием личности. Поэтому

родителям стоит больше уделять времени воспитанию своих детей.

         Как всем известно, выделяют 3 основных стиля родительского воспитания:

•Авторитарный

•Демократический

•Либеральный (попустительский)

         При авторитарном стиле, родители требуют

от ребенка беспрекословного подчинения их воле и авторитету. Они жестко

контролируют все сферы жизни ребенка, ограничивая его самостоятельность и

принимая за него все решения. При этом доминирующими воспитательными методами

являются требование, приказ и принуждение, сопровождаемые суровыми запретами и

физическими наказаниями. Такие родители, как правило, относятся к своему

ребенку эмоционально холодно, уделяют ему мало времени и очень редко его

хвалят.

         Этот стиль воспитания порождает у одних детей: враждебность, агрессивность и

раздражительность, у других – подозрительность, неуверенность в себе,

нерешительность, пассивность и робость. Дети в таких семьях обычно замыкаются в

себе, их общение с родителями нарушается, происходит отчуждение от родителей,

возникает чувство своей незначительности и не желанности быть в семье. Дети из

таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении

и часто сами жестоки.

         Сторонники демократического стиля воспитания поощряют ответственность и самостоятельность своих детей, учитывают их интересы и желания, доверяют своему ребенку. Ведущим типом взаимоотношений является

сотрудничество, родители общаются с детьми на равных и видят свою задачу в

руководстве их действий и оказании помощи.

         Они не приказывают, а просят о выполнении поручений, не ущемляя прав ребенка.

         Контроль, основанный на разумной заботе, способствует тому, что дети прислушиваются к

объяснениям и просьбам родителей. Благодаря этому, в семье складываются теплые

и дружеские отношения.

         Демократический стиль воспитания способствует развитию у ребенка доброжелательности,

самостоятельности, активности, инициативности, решительности и ответственности.

По сравнению с другими детьми, они более уравновешены, открыты, общительны,

дружелюбны, добры, уверены в себе, креативны, способны к сочувствию и

сопереживанию. У таких детей развивается адекватная самооценка, а в школе они

учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями, которые придерживаются

других стилей воспитания.

        

При либеральном (попустительском) стиле воспитания ребенок предоставлен самому себе. Он практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей, поскольку они уделяют ему мало времени, не

вмешиваются в его дела, не интересуются его проблемами, предоставляют ему много

самостоятельности. Такие родители отличаются низкой требовательностью и слабым

контролем. Они не умеют или не желают заниматься воспитанием детей, их забота

носит формальный характер. В семье наблюдается отсутствие эмоциональных связей

между родителями и ребенком, безразличие к делам и чувствам другого.

         Дети в таких семьях вырастают эгоистичными, конфликтными, агрессивными,

непослушными, слабовольными, не уверенными в себе, импульсивными, чувствуют

себя заброшенными и ненужными. Они не способны устанавливать прочные

эмоциональные связи, учитывать интересы других людей, не готовы к ограничениям

и ответственности, плохо социализируются в обществе.

         Наиболее оптимальным является демократический стиль воспитания, при котором в ребенке

ценится его самостоятельность, к нему проявляется доверие и уважение.

         А ослабление родительского контроля, как и его гипертрофия, способствует

формированию пассивной и неуверенной в себе личности, а также нарушают процесс

социализации ребенка в обществе. Для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию,

необходимо, чтобы родители осознали свои ошибки и стремились скорректировать

свой стиль воспитания.

         Не маловажное значение в воспитании имеет согласованность родительских взглядов. В

полных семьях, родители иногда придерживаются различных стилей воспитания.

Например, отец может быть достаточно авторитарным, а мать – заботливая и

разрешающая. Или одна бабушка говорит одно, а другая другое, а родители

придерживаются третьей тактики воспитания, требуя от ребенка взаимоисключающих

форм поведения. Ребенок в этом случае не понимает, что на самом деле правильно,

а что нет, он ни в чем не может быть уверен, а значит, не ощущает себя в

безопасности. Из-за такого противоречивого воспитания, ребенок живет в

состоянии психологического стресса, у него могут возникнуть неврозы или

различные нарушения в поведении. Поэтому необходимо выработать единый стиль

воспитания и придерживаться одной тактики поведения, чтобы ребенок не видел

противоречий в позициях родителей. Важно, чтобы между родителями были

гармоничные отношения. Тогда прийти к согласию по вопросам воспитания будет

гораздо легче.

         Психологическая помощь детям и их родителям показывает, что даже сложные проблемы воспитания

вполне разрешимы, если удается установить благоприятный стиль общения и

воспитания в семье. Как правило, дети усваивают образцы поведения своих

родителей и приобретают убежденность в их эффективности, поэтому стиль

родительского воспитания непроизвольно запечатлевается в психике ребенка и в

будущем может применяться в качестве воспитания уже собственных детей. Таким

образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля

воспитания.

 

Просмотров: 302


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст