Использование инновационных технологий в детском саду
На сегодняшний день коллективы педагогов, трудящихся в дошкольных
образовательных учреждениях (ДОУ), направляют все свои усилия на внедрение в
работу различных инновационных технологий. С чем это связано, узнаем из данной
статьи.
В чем заключается инновационная деятельность в ДОУ?
Любая инновация представляет собой не
что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента,
вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь,
является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином
деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ
направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью
которых является модернизация образовательного процесса. Для этого
педагогические коллективы в детских садах разрабатывают отличающиеся от других
дошкольных учреждений новейшие модели по воспитанию и интеллектуальному
развитию малышей. В своей профессиональной деятельности воспитатели используют
методический инструментарий, способы и приемы обучения, полностью
соответствующие принятой модели. Современные образовательные технологии в ДОУ
применяются все чаще, а результат их внедрения будет проявляться еще не одно
десятилетия.
Требования к педагогическим технологииям
Специалисты утверждают, что
инновационные технологии в ДОУ внедрять не только можно, но и нужно. Однако
следует учитывать, что к педагогическим технологиям, применяемым в
образовательном процессе детей дошкольного возраста, предъявляется несколько
строгих требований. К ним относятся:
Современные образовательные технологии в
ДОУ в обязательном порядке должны соответствовать всем вышеперечисленным
пунктам.
Виды технологий
На сегодняшний день образовательных
технологий, применяемых в детских садах, насчитывается более сотни. Среди них
пристальное внимание следует уделить:
- здоровьесберегающим технологиям;
- технологиям, относящимся к проектной
деятельности;
- технологиям, используемым в проектной
деятельности;
- информационно-коммуникационным
технологиям;
- технологиям, ориентированным на каждую
отдельную личность (личностно-ориентированные);
- так называемым игровым технологиям.
Современные здоровьесберегающие технологии
Эти технологии
разрабатываются для того, чтобы осуществить переход от простого лечения и
профилактики болезней к укреплению здоровья как самостоятельно культивируемой
ценности.
Цель
здорвьесберегающих технологий - обеспечение высокого уровня реального
здоровья воспитанников детского сада, воспитание валеологической культуры, т.е.
осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и
умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности,
позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового
образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием
элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Формы организации здоровьесберегающей
работы:
·
физкультурные занятия
.
самостоятельная деятельность детей
·
подвижные игры
·
утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
·
двигательно-оздоровительные физкультминутки
·
физические упражнения после дневного сна
·
физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
·
физкультурные прогулки (в парк, на стадион)
·
физкультурные досуги
·
спортивные праздники
·
оздоровительные процедуры в водной среде.
Ныне
существующие здоровьесберегающие образовательные технологии условно можно
разделить на три подгруппы:
1.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин.
со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой
комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку.
Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для
всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы
гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида
занятия.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой,
средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры
подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее
проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей,
педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно
использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки
природы. В нашем детском саду создан специальный релаксационный кабинет.
Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппойежедневно. Рекомендуется
всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок
времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от
интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется
использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить
проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене
полости носа перед проведением процедуры.
Динамическая гимнастика (бодрящая) – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения
зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям
с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
2.
Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в
групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст –
20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо
проветрить помещение.
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротералия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не
фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть
организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс
игровой деятельности.
Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по
определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и
игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Занятия из серии «Здоровье» -1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку
занятий в качестве познавательного развития.
В утренние часы проведение точечного
самомассажа проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний
периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике.
Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов
дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).
3.
Коррекционные технологии
Технологии музыкального
воздействия – вразличных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные
занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в
качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия
напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со
старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и
развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть
групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа
детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных
задач. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение
и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Используемые в комплексе
здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на
здоровый образ жизни.
Закаливание - важное звено в системе физического воспитания детей. Оно
обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к
воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает
оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и
обязательного соблюдения следующих принципов:
·
закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;
·
проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на
фоне их положительного эмоционального настроя;
·
проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния
здоровья, уровня закаленности;
·
сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.
Любая закаливающая процедура дает
положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых
в повседневной жизни ДОУ. Использование специальных форм здоровьесберегающих
технологий с применением развивающей программы оздоровления, должно привести не
только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.
Только здоровый ребенок с удовольствием
включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в
общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер
личности, всех ее свойств и качеств.
Проектная деятельность в детском саду
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и
творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств
ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся
достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и
тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя
проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых,
педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно,
творчески, продуктивно.
Использование проекта в дошкольной
образовательной практике имеет право рассматриваться как педагогическая
инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности
познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в
процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической
проблемой (темой).
Особенностью проектной деятельности в
дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может
самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему,
определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают
участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся
непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой
педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих
успехов и успехов ребенка.
Кроме того, метод проектов имеет форму
интегрированного обучения дошкольников, основывается на индивидуальных
интересах детей, таким образом повышая самостоятельную активность воспитанников
детского сада.
Использование ИКТ (информационно-компьютерных технологий)
Информационно-компьютерные технологии
активно используются как в воспитательно-образовательной, так и в методической
работе дошкольного образовательного учреждения. Такие занятия позволяют
интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме
(видеофильм, анимация, слайды, музыка), активизируют внимание детей благодаря
возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.
Педагогам – активным пользователям
интернета компьютер помогает получить дополнительную информацию, которой нет в
печатном виде, а также разнообразить иллюстративный материал при подборе
наглядного материала к занятиям.
По сравнению с традиционными формами
обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
.Предъявления информации на экране
компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
.Несет в себе новый тип информаций,
понятный дошкольникам;
.Движение, звук, мультипликация надолго
привлекает внимание;
.Проблемные задачи, поощрение ребенка
при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной
активности детей;
.Предоставляет возможность
индивидуализации обучения;
.Ребенок сам регулирует темп и
количество решаемых игровых обучающих задач;
.В процессе своей деятельности за
компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое
может;
.Позволяет моделировать такие жизненные
ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни, неожиданные и необычные
эффекты;
.Компьютер привлекателен для детей, как
любая другая новая игрушка компьютер очень «терпелив», никогда не ругает
ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
Познавательно-исследовательская деятельность
Развитие познавательных интересов
дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной
воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно
экспериментирование является ведущим видом деятельности, как в младшем,
так и в старшем дошкольном возрасте, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский.
В ходе экспериментирования ребенок
познает объект. В практической деятельности осуществляет и выполняет
познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в
которых раскрывается содержание данного объекта. Например: в ходе реализации
образовательного проекта «Осень» при знакомстве с овощами детей младшей группы
воспитатель проводит с детьми опыт «тонет, не тонет»: картошка, лук, помидор. В
ходе этого опыта дети узнали, что картошка тонет, а помидор и лук плавают. «Что
я слышу — забываю. Что я вижу — я помню. Что я делаю — я понимаю», так
сказал еще много веков назад Конфуций.
Метод исследовательского обучения надо
понимать как обучение, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам
овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в
большей или меньшей степени организованного (направляемого) педагогом. В
наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает
следующее:
1) ребенок
выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить; предлагает возможные
решения;
2)
проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
3) делает
выводы в соответствии с результатами проверки;
4)
применяет выводы к новым данным;
5) делает
обобщения.
Технология развивающего обучения
В традиционном обучении система понятий
задается для усвоения через формулировку этих понятий, их определения. Поэтому
существует жесткий перечень того, что должен знать ученик. В развивающем
обучении научные понятия существуют в легком варианте – способе действий.
Ребенком должен быть освоен этот способ,
его основание, умение построить данное действие, обосновать, доказать его.
Поэтому в развивающем обучении нежелательно и, по-видимому, невозможно задавать
готовые определения. Формулировка понятия – это тот результат, к которому нужно
прийти в конечном итоге, в результате анализа.
Изменение в содержании приводят и к
существенному изменению в методах обучения.
Основа традиционного метода обучения –
демонстрация способа, объяснение, тренировка, оценка. Это –
иллюстративно-объяснительный метод. В развивающем обучении, предметом которого
является не способ действия, а принцип, этот метод не пригоден по той причине,
что принцип, в отличие от способа, нельзя продемонстрировать. Выяснение
принципа возможно только в результате самостоятельного анализа действия,
ситуации, условий и обобщения тех объективных связей, на которые опирается
данный способ.
Личностно-ориентированные технологии
Личностно-ориентированные технологии
ставят в центр всей образовательной системы личность ребёнка, обеспечение
комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация ее
природных потенциалов. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но
и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не
средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Такие технологии называют еще
антропоцентрическими.
Таким образом, личностно-ориентированные
технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и
психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и
творческое развитие ребенка.
В рамках личностно-ориентированных
технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные
технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.
Технология сотрудничества реализуют
демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и
ребенка. Воспитатель и ребенок совместно вырабатывают цели, содержание, дают
оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Технологии свободного воспитания делают
акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей
или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим
способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего
побуждения, а не от внешнего воздействия.
Итак, все вышеизложенные технологии в
первую очередь направлены на повышение качества образования. Однако само
понятие «качество образовательного процесса» характеризуется по-разному с точки
зрения каждого его участника:
Для детей – это обучение в интересной
для них игровой форме.
Для родителей – это эффективное обучение
детей, т. е обучение по программам, хорошо готовящим детей к школе:
- обучение без утомления;
- сохранение здоровья детей как
психического, так и физического;
- успешность обучения;
- поддержание желания учиться;
- обеспечение возможности поступления в
престижную школу;
- обучение престижным предметам
(иностранный язык, хореография).
Для воспитателей – это прежде всего
положительная оценка ихуспешности руководителями ДОУ и родителями:
- успешное выполнение ими всех учебных
программ;
- оптимальный подбор методов и приемов
работы с детьми;
- поддержание интереса детей к учебному
процессу;
- успешное развитие детей в процессе их
обучения;
- сохранение психического и физического
здоровья детей;
- рациональное использование учебного
времени детей и рабочего времени воспитателя;
- обеспеченность педагогического
процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.
Современные педагогические технологии,
такие как обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное
взаимодействие, использование новых информационных технологий помогают
реализовать личностно-ориентированный подход к детям, обеспечивая
индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их
способностей и уровня развития. Сегодня в центре внимания - ребенок, его
личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного
педагога – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса,
которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.