Конспект
логопедического занятия по лексической теме «Посуда»
Коррекционно-образовательные
цели:
Уточнить
и расширить представление о посуде, ее назначении; Закреплять понятия чайная,
столовая, кухонная посуда.
Уточнить
и активизировать словарь по теме.
Развивать
связную речь, учить составлять описательные рассказы.
Совершенствовать
грамматический строй речи, развивать глагольный словарь, учить подбирать
антонимы, совершенствовать навыки слогового анализа слов.
Коррекционно-развивающие
цели:
Развитие
зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия,
памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Развитие
артикуляционной моторики.
Коррекционно-воспитательные
цели:
Формирование
навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности,
инициативности, ответственности.
Оборудование: наборное
полотно, картинки с изображением посуды, мяч, схема для составления
описательного рассказа.
1.Организационный
момент
Учитель: Чтобы узнать, о
чем мы будем сегодня говорить, выполните мое задание. Опустите руку в мешочек,
нащупайте один предмет, ощупайте его и скажите, что это, как вы догадались об этом.
Дети
по очереди опускают в мешочек, нащупывают предметы и рассказывают о том, как
они их узнали, а затем достают их из мешочка и кладут на стол.
Например:
Я нащупал чайник. Он круглый. У него есть носик и ручка.(И т.д.)
Учитель: Молодцы. Вы все
угадали предметы и хорошо рассказали. А теперь подумайте, как
назвать эти предметы одним словом.
Дети:
Посуда.
Учитель: Правильно. А
для чего нужна посуда, вы знаете?
Дети:
В посуде готовят и хранят еду, из посуды едят.
Учитель: Вы наверняка
уже догадались о чем сегодня пойдет речь, конечно же о посуде.
2. Игра
«Один-много»
Чашка
– чашки
Блюдце
–
Тарелка
–
Бокал
–
Стакан
–
Чайник
–
Кружка
–
Сковорода
–
Солонка
–
Конфетница
–
3. Упражнение «В
магазине»
-
Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Магазин». Сегодня
в магазин привезли новый товар, и продавцы не успели его разобрать. Давайте
поможем расставить посуду на полки.
На
верхнюю полку поставить нужно чайную посуду, на вторую полку – кухонную посуду,
а на нижнюю полку – столовую посуду.
Вызвать
желающих детей и помогает, если это необходимо.
Остальные
дети оценивают правильно ли выполнено задание.
Чайник,
чашка, блюдце, сахарница.
-
Для чего нужна чайная посуда?
-
Когда пользуются столовой посудой и почему она так называется?
-
Верно. А где используется кухонная посуда? Для чего она нужна?
-
Молодцы, хорошо справились с заданием.
А теперь давайте поиграем с
пальчиками.
4.
Физкультминутка.
«Помощники»
Раз,
два, три, четыре, пять Дети шагают
Будем
маме помогать Хлопают
в ладоши
Быстро
чашки мы помыли Круговые движения ладонями
Про
тарелки не забыли
Всю
посуду мы убрали
Очень
сильно мы устали Разводят
руками в стороны
5. Составление
описательного рассказа о посуде
Я
предлагаю вам побыть настоящими писателями и придумать рассказ о любом предмете
посуды. Чтобы было легче описывать предмет – посмотрите на схему-подсказку.
Что
это? Какого цвета? Какого размера?
Из
какого материала сделана? Какая по назначению?
Это
чайник. Он большой, металлический, красный. У него есть крышка, носик, ручка.
Чайник это кухонная посуда. В нём кипятят воду.
6.
Артикуляционные упражнения
-
Вы составили интересные рассказы, пускай ваши головы отдохнут и поработают
мышцы лица.
-
Давайте представим, что нас угостили морковкой. Она сладкая и твердая. Покажем,
как мы будем ее жевать.
-
В деревне у бабушки нет чайника, зато есть пузатый, важный самовар.
Давайте
надуем обе щеки одновременно.
-
Самовар закипел и пора ставить на стол чашки. Давайте
сделаем упражнение «Чашечка».
-
Молодцы! Все упражнения хорошо выполняли.
7. Упражнение
«Что делать?»
Предложить детям выбрать по
одной картинке с изображением посуды и взять ее себе.
-
Посмотрите на картинки, которые вы выбрали, и расскажите, для чего нужна эта
посуда, что можно с ней делать. Подберите, как можно больше слов, отвечающих на
вопрос «Что делать?»
На
сковороде можно жарить. Ее можно мыть, чистить.
Поварешкой
наливают. Ее можно мыть.
В
тарелку можно наливать суп, из нее можно есть. Ее можно мыть, вытирать.
8. Игра
«Разбитые чашки».
Предложить детям
пройти за столы и помочь ему склеить чашки, которые нечаянно разбились.
Учитель: Помогите,
пожалуйста, мне, склеить чашки, которые нечаянно разбились. Они выглядят вот
так, как эти чашки на картинке.
Дети
выполняют задание. Оказывать им помощь, если это необходимо. Затем дети
собирают части в конверты.
9. Игра
«Четвертый лишний»
-
Вы молодцы. Следующее задание на внимание. Я
буду называть слова, а вы должны сказать какое слово лишнее и почему.
Стакан,
стол, тарелка, ложка.
Ложка,
вилка, чашка, нож.
Кастрюля,
сковорода, чашка, ковш.
10. Игра «Скажи
наоборот» (с мячом)
-
Сейчас мы поиграем с мячом в игру «Скажи наоборот». Я
бросаю мяч и называю слово, а вы говорите как будет наоборот.
Ложка
чистая – ложка грязная.
Тарелка
глубокая – тарелка мелкая.
Чашка
большая – чашка маленькая.
Сковорода
тяжелая – сковорода легкая.
Ножик
старый – ножик новый.
11. Итог занятия
(оценка работы детей)
Предложить
вспомнить все задания, которые они выполняли, рассказать, что им было
интересно. Затем оценить работу детей.