Консультация
для родителей " Детский сад ждет вас "
В
настоящее время вопрос о детской адаптации является актуальным. Всё чаще, мы,
педагоги, наблюдаем детей, имеющих сильную эмоциональную привязанность к маме.
Родители же просто теряются и не знают, как себя нужно вести во время адаптации
ребёнка к детскому саду
Как
сделать период адаптации вашего малыша к детскому саду наиболее мягким.
Рекомендации:
1.Необходимо заранее познакомиться с условиями ДОУ и
приблизить к ним условия воспитания в семье (режим дня, характер питания).
2.Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда
ходят дети, почему Вы хотите, чтобы малыш пошел в сад. Например: “Детский сад -
это такой большой дом с красивым садиком, куда мамы и папы приводят своих
детей. Тебе там очень понравится: там много других детишек, которые все делают
вместе - кушают, играют, гуляют. Вместо меня там будет с тобой
тетя-воспитательница, которая станет заботиться о тебе, как и о других малышах.
В детском саду очень много игрушек, там замечательная детская площадка, можно
играть с другими детьми в разные игры и т.д.”
3.Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада:
что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш
рассказ, и чем чаще Вы будите его повторять, тем спокойнее и увереннее будет
чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Малышей пугает неизвестность.
Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он
чувствует себя увереннее. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что он будет
делать в саду после прогулки, куда он будет складывать свои вещи, кто ему будет
помогать раздеваться, и что он будет делать после обеда.
4.Необходимо сформировать позитивный настрой. Внушайте
ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите,
что гордитесь своим ребенком, - ведь его приняли в детский сад. И через
некоторое время ваш ребенок будет сам с гордостью говорить окружающим о том,
что скоро он пойдет в детский сад.
5.Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут
возникнуть у него в детском саду. Обговорите, к кому в этом случае он сможет
обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: “Если ты захочешь пить,
подойди к воспитателю и скажи: “Я хочу пить”, и воспитатель нальет тебе воды.
Если захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю”. Не создавайте у ребенка
иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет.
Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей
очереди. Вы можете сказать малышу: “Воспитатель не сможет помочь одеться сразу
всем детям, поэтому тебе придется немного подождать”.
6.Первое время лучше не оставлять ребенка в детском саду
на полный день.
Что
должны знать родители.
Несколько
возможных характеристик поведения ребёнка в детском саду.
1. Любимая
игрушка.Обычно такой ребёнок
будет брать с собой игрушку в сад, может быть и не одну. Возможно, будет
приносить и уносить её каждый день, менять игрушки. В данной ситуации игрушка
для ребёнка является в своём роде частичкой его домашнего мира – "с ней не
так страшно идти в сад, мне будет, во что там играть ”, - думает ребенок.
Пройдет немало времени,
прежде чем ребенок начнет оставлять свою игрушку "поночевать” в садике,
чтобы завтра вновь не везти её сюда. Может, кому – то из вас так и придётся
поступать, настройтесь на это. "Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не
плакало”.
2. Истерика с
утра.Она может начаться у ребёнка
по дороге в детский сад, неожиданно перед входом в сад или как только вы зашли
в раздевальную комнату. Здесь важно, чтобы родители как можно быстрее помогли
переодеться ребёнку и передали его воспитателю. Не уговаривайте и не
сюсюкайтесь с ним – это лишь усугубит ситуацию новым наплывом слёз и
капризов.
3. Эмоциональные
родители.Случается, что сами
родители, видя своего кроху таким несчастным, начинают плакать. Постарайтесь
держать свои эмоции в руках. Многие дети, зайдя в группу, быстро успокаиваются
и отвлекаются за игрой. А вы, уважаемые родители, всегда можете позвонить
своему воспитателю и узнать, как обстоят дела. Вам никто никогда не откажет в
такой просьбе.
4. Единоличники.Как правило, такие дети вначале
единоличны и требуют особенного внимания со стороны воспитателя: нужно ответить
на вопросы, поиграть с ним в его игрушку. Педагогу должно быть интересно всё,
чем интересуется малыш. Ребёнок начинает видеть в своём воспитателе своего
союзника, привыкать к нему. Это очень хорошо! Может быть, завтра или
послезавтра ему не так страшно будет идти в детский сад. Воспитатель привлечёт
к игре уже 1–2 других детей, и круг общения ребёнка начнёт потихоньку
расширяться.
5. Просто
пережить.Знайте, что такое
поведение вашего ребёнка – "непринятие детского сада” – это не каприз.
Здесь, в саду, его никто не обижает и не ругает. Просто он не может сегодня,
сейчас, вести себя иначе. Это период, который нужно пережить и вылечиться, как
после любой детской болезни.
6.Заключительный. На этом этапе ребёнок уверенно
чувствует себя в группе, активно общается со своими сверстниками, то есть его
деятельность носит уверенный характер. Утром спокойно заходит в группу, не
спрашивает, заберут ли его с обеда, ведь теперь это не столь важно для него. Он
знает, что сейчас, с утра, они с воспитателем будут играть и заниматься, а
потом будет прогулка, обед и сон, а после сна, немножко погодя, они пойдут
гулять, встречать маму – так он ассоциирует вечернюю прогулку. Вот, таким
образом, ребёнок уже знает свой день в детском саду.
В заключении,
хочется порекомендовать вам, уважаемые родители, следующее:
– не обсуждайте с
ребёнком, по дороге домой из сада, утреннюю истерику – делайте вид, что ничего
не произошло;
– знайте, родители, что
мы, воспитатели не волшебники и процесс адаптации, тем более сложной,
длительный, и бывает так, что через 2 недели он не прекращается. Этот
процесс трудоёмкий, по времени индивидуальный для каждого воспитанника. Тяжело
адаптируемый ребёнок пройдёт через несколько этапов своего становления в группе,
прежде чем мы увидим, что вот он уже улыбается, смеётся и не хочет уходить из
детского сада.
- вспомните
себя в детстве: может быть, вы, тоже не любили ходить в детский сад и ваш
ребенок это чувствует?
Предлагаю
принять участие в экспресс-опросе. Он послужит опорой для воспитателя при
работе с вашими детьми во время адаптационного периода.
Не пользуясь словарём,
объясните своими словами, как вы понимаете смысл слова "адаптация”.
Как проходит адаптация к
детскому саду у вашего ребёнка (легко, средне, сложно), объясните.
С какой проблемой в
адаптации ребёнка вы столкнулись особо, в чём конкретные трудности,
назовите.
В какие игры любит
играть, есть ли любимая игрушка, которой особенно дорожит: спит с ней, берёт её
с собой везде и т.д.
Перечислите, на ваш
взгляд, основные характеристики воспитателя, группы и других условий,
способствующих нормальной, здоровой степени адаптации ребёнка к детскому
саду.
Чем на ваш взгляд
отличается адаптация ребёнка от взрослой адаптации?
Как вы думаете, влияет ли
ход адаптации и роль в ней взрослых: педагогов и родителей на будущее развитие
ребёнка как личности, её самоутверждение и самореализацию.
Ваши реальные советы по
обеспечению удачной адаптации детей к детскому саду (обстановка, игровые
моменты; представьте, что вы воспитатель).