Тема: «Дикие животные» занятие по русскому языку в старшей группе
Білім беру саласы.
Образовательная область: Коммуникация.
Бөлімдері. Раздел: Русский язык
Цели:
Образовательные: Закреплять представления детей о диких животных, их внешнем виде, образе жизни,
повадках. Вызвать речевую активность детей по теме «Дикие животные» (животное, зверь, медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж, шкура, берлога, логово, нора, травоядное, хищное, дикое, менять, добывать, охотиться). Совершенствовать грамматический строй речи: учить образованию притяжательных прилагательных, упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме, упражнять в словообразовании;
совершенствовать умения задавать вопросы, добиваться правильности русской речи.
Развивающие: развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление, зрительное восприятие, общую моторику, координацию речи с движением.
Воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности. Воспитывать чувство заботы к животному миру, устойчивый интерес к изучению русского языка.
Оборудование: магнитная доска, иллюстрации (диких животных, жилища животных), раздаточный материал с картинками животных, слайды, мнемотаблица.
Предварительная работа: просмотр изображений диких животных и их детенышей, беседа о жизни диких животных. Проведение дидактических игр: «Угадай по описанию», «Кто спрятался».
Билингвальный компонент: жануарлар – животные, жабайы – дикие, қасқыр – волк, түлкі – лиса, аю – медведь,
қоян - заяц
Ход занятия.
Педагог: - В круг скорее становитесь,
крепче за руки беритесь,
Улыбаться нам не лень,
дружно скажем «добрый день!
Очень добрый день!»
«Сәлеметсіздер ме!»
Педагог: - Ребята, я предлагаю вам отправиться в лес на прогулку. А чтобы мы правильно говорили и отвечали, нужно размять язычки:
Артикуляционная разминка
Ер-ер-ер – на реке живет бобер.
Ок-ок-ок – в реке прячется сурок.
Едь-едь-едь – а в тайге бредет медведь.
Са-са-са – в лесу прячется лиса.
Педагог: - Ребята, Матроскин и Шарик прислали нам письмо.
–
Как вы думаете, что написали нам Шарик и Матроскин? Давайте
прочитаем письмо!
Чтение письма: «Здравствуйте, дорогие ребята. Мы
обращаемся к вам с огромной просьбой, помогите нам, пожалуйста, отгадать загадки. Надеемся на вашу
сообразительность. Матроскин и Шарик».
Педагог: - Ну что, ребята, поможем нашим друзьям.
Дети: Да!
Загадывание загадок со слайдами.
1.Хвост пушистый, мех золотистый.
В лесу живёт, в деревне кур крадёт.
Педагог: Правильно, ребята, это животное на казахском языке «түлкі », а на русском языке «лиса».
-Дети, а какая лиса? (быстрая, ловкая, рыжая, пушистая и т.д.)
2.Сердитый недотрога, живёт в глуши лесной.
Иголок очень много, а нитки – ни одной.
Педагог: - Какие вы догадливые! Верно, на казахском языке «кірпі», а на русском языке «ежик».
-А какой еж? (сердитый, колючий, маленький, хищный, травоядный и т.д.)
3.Кто зимой холодной, бродит в лесу злой, голодный?
Педагог: - Правильно, на казахском языке «қасқыр», а на русском языке «волк».
- Какой волк? (хищный, серый, зубастый, голодный и т.д.)
Педагог: - Молодцы, ребята, все отгадали! А как вы думаете, про каких животных мы с вами отгадали загадки? Правильно про диких. Как можно одним
словом назвать животных, которых вы увидели? (Лесные, дикие).
Педагог: - А почему они так называются? (Потому что они сами заботятся о себе, сами добывают пищу).
- Ребята, а как называются животные, которые охотятся на других животных? (хищниками)
-А животных, которые питаются растениями, как их называют? (травоядные)
Почему?
- Ребята, какое сейчас время года? (зима).
- А кого из этих зверей мы не встретим зимой? (медведя, ежа).
- Почему? (Они
зимой спят).
Педагог: - Ребята, а Матроскину и Шарику еще интересно знать, где же живут животные.
- Давайте поиграем в игру «Кто, где живёт?».
На столах у детей предметные картинки. На слайдах картины
с изображением жилищ животных.
Педагог: Вы сейчас посмотрите внимательно, на ваши картинки и распределите
животных по их домам. Чье жилище вы видите на слайде? Как оно называется? (Дети выполняют задание).
Где живёт медведь? (В берлоге)
Где живёт волк? (В логове)
Где живёт белка? (В дупле)
Где живут ёж, лиса? (В норах)
Отвечая на вопрос, ребёнок должен взять картинку с изображением животного и поместить её на изображение
жилища, в котором оно живёт.
Педагог: - Молодцы, ребята! А теперь, ребята, давайте отдохнем немного?
Физминутка « Кто как передвигается?»
А теперь я предлагаю вам превратиться в животных: мы сейчас будем изображать -
хитрую лисичку, косолапого медведя, трусливого зайчонка.
- Раз, два, три - мы опять превратились в детей.
- А теперь, дети, давайте поиграем.
Игра «Один-много».
Педагог: - А теперь, дети, давайте поиграем. Встаньте в кружок, а я
буду называть животное и их детенышей и бросать вам мяч, а вы будете ловить и называть животных или детенышей во множественном числе и возвращать мне мяч.
Педагог: Дети:
Медведь Медведи
Заяц Зайцы
Лиса Лисы
Еж Ежи
Белка Белки
Лось Лоси
Тигр Тигры
Волк. Волки
Зайчонок Зайчата
Медвежонок Медвежата
Лисенок Лисята
Волчонок Волчата
Тигренок Тигрята
Дидактическая игра «Кто, чем питается?»
Педагог: - А вы знаете, чем питаются дикие лесные животные?
- Ребята, прежде чем ответить на этот, вы должны вспомнить, кто из них относится к травоядным
животным.
Дети: Травоядные - заяц
(траву, кору деревьев), белка (орехи, грибы), лось (трава, кора деревьев,
ветки, сено).
Хищники - медведь (мед, ягоды, падаль, рыбу),
волк (зайцев, овец, телят), лиса (кур, гусей, зайцев, мышей).
Педагог: - Молодцы, верно! А теперь игра – шутка.
Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны.
Расстроились звери. Помогите зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос
«Чей это хвост?»
У зайца хвост лисы – он (лисий)
У волка хвост зайца – он (заячий)
У медведя хвост белки – он (беличий) :
У лисы хвост волка – он (волчий)
Теперь все звери нашли свои хвосты!
Педагог: - У меня для вас есть сюрприз: вот эта коробочка. Она не простая, внутри что-то находится. Выберите себе животное. (Дети вытаскивают фигурки диких животных.)
- А теперь, дети, составьте описания тех животных, которых вы достали из коробки. Вам поможет в этом схема - подсказка. (Вывешивается схема рассказа о животном).
Это – мнемотаблица. (Дети повторяют за педагогом)
Сначала вы расскажете, как называется ваше животное, какой окраски, назовете части тела - строение, чем покрыто тело, домашнее или дикое, чем питается, где живет (в берлоге, в норе, в дупле, в логово), что делает и какую пользу приносит. Дети составляют описательные рассказы о своих животных по схеме.
Дети рассказывают по схеме - мнемотаблице о животных, педагог дополняет
рассказы детей:
- А знаете ли вы, ребята, что хвост лисы служит хорошим помощником – лиса заметает им следы, а белый кончик на хвосте служит маячком, ориентиром для маленьких лисят.
Знаете ли вы о том, что если разбудить медведя
он будет шататься по лесу – его так и называют – медведь – шатун.
(индивидуальные рассказы, активизация словаря).
Педагог:
- Молодцы! Вы много знаете о животных.
Рефлексия:
- Ну, вот ребята, мы с вами и не заметили, как побывали в лесу и познакомились с их обитателями, лесными жителями, дикими животными.
- Вам понравилось наше путешествие?
А Матроскину и Шарику, ребята, мы напишем письмо о том, что мы узнали
о диких животных.